Трактаты по фехтованию

Любой человек, изучающий историческое фехтование, рано или поздно встанет перед вопросом, из какого источника ему черпать информацию об изучаемом предмете. Ведь можно до бесконечности биться в salle d’armes,  эмпирически постигая те или иные приемы, а можно воспользоваться тем опытом, который предоставляет нам история. Второй вариант, конечно, предпочтительнее — ведь он проще с точки зрения физических затрат и сэкономит массу времени, направив Вашу работу в нужное русло.

фехтование эпохи РенессансаПоскольку студия фехтования  «Силуэт» специализируется на итальянской рапире эпохи Возрождения, было бы странным обойти вниманием трактаты итальянских мастеров. Они особенно будут интересны тем людям, кто изучает развитие фехтования как искусства, поскольку были одними из первых материалов о «Науке об оружии». В частности это Ахилло Мароццо, первый выдающийся автор, написавший об искусстве фехтования.

Его трактат «Новое искусство поединка, или Истинный цвет оружия» («Opera Nova») замечателен тем, что внес ощутимый вклад в развитие фехтовальных школ Италии и значительным образом упрочил их главенствующее положение в деле фехтования.

Мароццо первый ввел систему названий рубящих ударов, классифицируя их по направлению и способу нанесения (прямым dritto или обратным falso лезвием рапиры/меча). В Студии историко-сценического фехтования «Силуэт» используется именно эта терминология. Она весьма удобна и легко запоминается.  Также он вводит понятия фехтовальных стоек, предваряющих одну или несколько атак.

historical fencingСледующим автором, чей замечательный труд буквально перевернул «Науку о фехтовании», был Камилло Агриппа, миланец. Его работа называлась «Трактат об оружейной науке с философским диалогом», (Trattatto di Scientia d’ Arme, con un Dialogo di Filisofia di Camillo Agrippa)  и вышла она в 1553-м году. Агриппа был также известен как математик, инженер и архитектор, а иллюстрации к его «Философскому диалогу» создавал никто иной, как его друг Микеланджело Буонаротти.

Его трактат отличается инновационными принципами и пестрит геометрическими выкладками о движении человеческого тела во время нанесения ударов и уколов. В целом он достаточно сложен, но его «прорыв» заключается в одном практическом результате: в большинстве случаев предпочтение он отдает уколу, а не удару. Также Агриппа вводит практику работы по системе итальянскомго круга и три её принципа: расширения/сокращения, ангуляцию и синхронность в действиях ноги и руки. Практически все атакующие и защитные действия Агриппа производит на шагах.

Еще одним весьма полезным нововведением, отличавшим его труды от Opera Nova Мароццо, было то, что Агриппа отказался от странных и причудливых наименований стоек, сократив их до четырех и дав им понятные числовые названия: prima, seconda, terza и quarta.

Вышеприведенные материалы являются теоретическими источниками для нашей работы и служат основой для изучения фехтования на рапирах эпохи Возрождения. Также мы используем и другие трактаты по фехтовальной науке таких авторов, как Ридольфо Капоферро, Ди Грасси, Фабрис и пр.

Подготовка по классическому фехтованию в нашей студии ведется по наставлениям Ивана Сивербрикаучителя фехтования 19 века.

Наблюдая, как изменялось оружие с течением времени и как менялась техника фехтования, можно узнать много интересного из исторического прошлого искусства владения клинком. Между XV и XIX вв. вышло в свет множество работ на тему боевого фехтования, и некоторые из этих книг дошли до нашей эпохи. Скачать некоторые из трактатов можно в нашей библиотеке.

Более подробную информацию о мастерах фехтования XVI-XIX вв.  читайте на нашем проекте.