Французская школа фехтования

В предыдущей статье мы говорили о главенстве итальянской школы фехтования.

Со временем первенство в развитии искусства фехтования перешло к Франции. Рассмотрим особенности исторического периода того времени.

В 1559 году во французском городе Като-Камбрези были подписаны два мирных договора, завершились Итальянские войны. В ходе войн сильно пострадало хозяйство Италии. Закрепление испанской власти и феодальной раздробленности в условиях разорения страны привело к падению значения итальянских государств в европейской политике и смещению Италии на периферию исторического развития Европы.

С другой стороны, вернувшись из Италии, французские и немецкие солдаты и офицеры принесли в свои страны идеалы Ренессанса и гуманизма, что послужило толчком к бурному развитию культуры Возрождения к северу от Альп.

fecht small swordКак с конца XV века меч начал преобразовываться в шпагу, так к середине XVII века французы еще более облегчили шпагу, укоротив ее длину и ширину клинка. С этого момента фехтование колющим оружием стало быстро прогрессировать, т.к. фехтовальные действия таким оружием можно было делать значительной быстрей и разнообразней.

Французская школа фехтования становится более прогрессивной по сравнению с итальянской.

Конечно же изменения в облике оружия не могли не повлечь за собой перемен в способе его применения. Мастера шпаги быстро разработали систему, ставшую предшественницей современного фехтования.

feht-trexgran-shpagaИз трактатов по фехтованию, изданных во Франции интересен труд «Теория и практика боевой и тренировочной рапиры»  французского мастера Беннара Ренне (1633 год). В своей книге он описал боевую стойку, салют, передвижения, выпад и вольты, соединения и переводы. Все защиты Ренне подразделил на прямые, полукруговые и уступающие.

Фехтовальщик Доменико Анджело был итальянцем по происхождению, но подданным Великобритании. После прибытия в Англию он создал школу фехтования в Сохо, Лондоне. Там он преподавал аристократии искусство фехтования, в том числе членам Королевской семьи.  Его труд «L’Ecole des armes» (Школа оружия) впервые был издан в Париже в 1763 году.

В конце 17 века в Париже корпорацией преподавателей фехтования была организована фехтовальная академия.

Именно французы задумались о создании фехтовальной маски, для защиты лица, которая была разработана и внедрена в 1776 году французом Ля Буасье.

Отличительные черты французской школы фехтования 18-19 вв., прародительницы спортивного фехтования:

  • работа в линию (фехтовальная дорожка);
  • прямое положение корпуса в том числе и на атаках;
  • сгибание (на защиту) и разгибание вооруженной руки при атаке;
  • работа в системе дуа-темпо (сначала защита, затем ответ)

Благодаря Наполеоновским войнам (1800—1815 гг.), французская школа фехтования распространилась почти по всей Европе.