Фехтование и чувство партнерства

сценическое фехтованиеВ предыдущих статьях мы говорили о различных направлениях в фехтовании. И подробно разобрали что такое историко-сценическое фехтование. В этой статье поговорим о том самом волшебном чувстве партнерства, которое необходимо для создания фехтовальной композиции.

Приведем отрывок из книги Я. Гордин «Право на поединок»: «Дуэль недопустима как средство для удовлетворения тщеславия, фанфаронства, возможности хвастовства, стремления к приключениям вообще, любви к сильным ощущениям; наконец, как предмет своего рода рискованного, азартного спорта.»

А вот в книге Юрия Альшиц  «Тренинг Forever»  интересные высказывания, вроде бы совсем не о фехтовании: «Игра — это не соревнование. Нет ни проигравших, ни победителей. Это бесконечный процесс, в котором можно проявить (обнаружить) себя.»

И дальше там же: «Высший уровень мастерства — создать закон (композицию) не «до», а «во время», в момент самой игры. Это по силам лишь подлинным профессионалам, которые постоянно находятся «в сговоре», именно потому, что они профи. У них есть свои законы, они умеют «читать» и уважать законы других и сами могут вместе с другими создавать новые законы«.

В отличие от состязательного поединка, в историко-сценическом фехтовании целью является не доказательство превосходства над кем-то, а сам процесс: совершенствование себя, оттачивание приемов и навыков своих и своего напарника.

сценическое фехтованиеТонкой гранью является переход от партнерского поединка к спортивному (состязательному), но различия в чувствах фехтующих колоссальны. В одном случае – партнерское взаимодействие, в другом – жесткая конкуренция. И тут очень важен момент сохранения этого самого чувства партнерства, когда два визави будто бы беседуют между собой, обсуждая общую тему, а не спорят, пытаясь перекричать друг друга. Только в случае «вежливой беседы» высоко профессиональных бойцов возможно рождение импровизации.

Очень важно в процессе историко-сценической фехтовальной импровизации соблюдать основной принцип — прислушиваться друг к другу: не настаивать на своем, а слушать другого.  Это «игра», в которой боец то берёт инициативу на себя, то подыгрывает, то подчиняется своему оппонету, то снова берёт инициативу на себя.

сценическое фехтованиеИнтересная импровизация невозможна без доверия взаимодействующих фехтовальщиков. Бойцы, которые хорошо знают возможности друг друга, имеют в арсенале запас трюковых элементов и умеют фехтовать безопасно (!), в любом месте и в любую минуту могут показать импровизированный захва-тывающий бой без какой-либо подготовки и договорённости. Все договорённости происходят уже во время боя, на ментальном уровне.

Конечно, большинство выступлений имеет определённый сценарий, где действия репетируются и заучиваются. В фехтовальных сценах (не берём здесь театральное фехтование) довольно сложно выучить каждый удар, выпад или парад, поэтому здесь оговаривается лишь общий сюжет, остальное — импровизация.

Когда нет никакого сценария, фехтовальщики действуют по обстановке: исходя из опыта напарника, имеющегося оружия, рельефа местности, наличия вокруг «цивилизованных» людей, возможности вовлечь в действо других бойцов и т.д. Часто «мушкетёры» или «пираты», начавшие импровизированный бой, сами не знают, чем всё закончится. Но в любом случае — здесь неизменное правило — безопасное фехтование.

Итак, основные принципы фехтовальной импровизации:

  • безопасность;
  • доверие друг другу, т.е. чувство партнера;
  • высокий уровень профессионализма (хотя бы одного участника);
  • чувство удовлетворенности у фехтовальщиков от самого фехтовального процесса, и  вовлеченность зрителей.

Рекомендуем почитать: